Войти

Клювера – Бюси синдром

 

Heinrich Klüver (1897-1979)

Paul Clancy Bucy (1904-1992)

 

Крайне редкий симптомокомплекс, встречающийся при двухстороннем поражении височных долей головного мозга:

  • «психическая слепота» – сочетание зрительной и тактильной агнозии, из-за которых больной рассматривает каждый из предъявляемых ему предметов так, как будто видит его в первый раз, неоднократно его исследует и как будто не в состоянии понять его назначение;
  • патологическое повышение оральной и тактильной активности, из-за которой больной пытается дотянуться до всех предметов, находящихся в зоне его досягаемости, ощупать их, взять в рот (даже если предмет острый или может быть опасным), может проглатывать самые неподходящие предметы (например, обёртку, пасту для чистки посуды, чернила и т.п.);
  • расстройства эмоциональной сферы (больной выглядит апатичным, безразличен к людям или ситуациям, но временами становится игривым, бессмысленно улыбается и подражает поведению и жестам других людей);
  • отвлекаемость на визуальные стимулы (любой зрительный стимул привлекает внимание больного);
  • гиперсексуальность, причём подчас направленная на совершенно неподходящие объекты;
  • булимия;
  • расстройства памяти.

Встречается при двухсторонних поражениях височных долей и амигдалярного комплекса: при (менинго)энцефалитах различной этиологии (в т.ч. герпетических), а также деменциях различного генеза, в т.ч. посттравматического, и цереброваскулярной болезни. Как правило, развёрнутой картины синдрома не наблюдается, отмечается лишь частичный симптомокомплекс, в картине которого преобладают проявления  слабоумия.

Впервые описан в работе американского психолога и невролога Генриха Клювера и американского невролога и нейрохирурга Пола Бюси (Klüver H., Bucy P.C. Preliminary analysis of functions of the temporal lobes in monkeys // Arch. Neurol. Psychiatry, 1939. – Vol.42. – P.979–1000), которые удаляли у обезьян обе височные доли вместе с миндалиной и гиппокампом, после чего у обезьян наблюдались своеобразные изменения поведения.